Региональная политика в сфере высшего образования России: этапы, содержание, современные вызовы
Ключевые слова:
высшая школа, региональная политика в сфере высшего образования, региональное инновационное развитие, университетыАннотация
Целенаправленная региональная политика в сфере высшего образования является обязательным условием эффективного регионального развития. В процессе формирования отечественной высшей школы неоднократно менялись принципы и содержание региональной политики. В отдельные периоды преобладала централизация, в другие – активно проводилась политика дисперсного развития. Значительная пространственная дифференциация страны способствовала полицентризму, процесс формирования централизованного государства сопровождался высокой концентрацией высшей школы в столичных городах. На протяжении трёх столетий высшая школа выступала как инструмент освоения территории. В постсоветский период вслед за экстенсивным развитием и филиализацией стала проводиться политика, направленная на пространственную централизацию и концентрацию. Современная региональная политика в сфере высшей школы характеризуется непоследовательностью, усиливает поляризацию образовательного пространства, не обеспечивает инновационного развития большинства субъектов Российской Федерации. В качестве драйверов инновационного регионального развития могли бы выступить опорные региональные университеты. Однако, первый опыт их формирования ставит под сомнение данное положение
Библиографические ссылки
Артоболевский С.С. Территориальные проблемы и государство: трансформация или деформация пространства. – ЭКО, 2013, №1, С.23–41.
Артоболевский С.С. Западный опыт реализации региональной политики: возможности и ограничения практического использования. – Региональные исследования. 2008. №3, С. 3–16.
Докучаев В.В. Место, число, задачи и основы реорганизации наших сельскохозяйственных школ и так называемых опытных станций//Избранные сочинения. Т. II, М.: Гос. изд-во сельскохозяйственной литературы, 1949. С. 331–335.
Зубаревич Н.В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. – М.: Независимый институт социальной политики, 2010. 160 с.
Зубаревич Н.В. Региональное развитие и региональная политика в России. – ЭКО. 2014. №4. С. 6–27.
Зубаревич Н.В. Региональное развитие и институты: российская специфика. – Региональные исследования, 2010. №2. С. 3–14.
Катровский А.П. Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России. М.: Международные отношения. 2003. – 208 с.
Катровский А.П. Территориальная организация высшей школы России. – Смоленск: – Ойкумена, 2003. –200 с.
Катровский А.П. Основные направления трансформации постсоветского образовательного пространства //Творческое наследие А.С. Посникова и современность в рамках программы «Возвращенные имена»: материалы международной научно-практической конференции (4–5 декабря 2013 года) Смоленск, Изд-во СмолГУ, 2014, С.94–104.
Катровский А.П. Труды Василия Васильевича Докучаева и развитие социально-экономической географии//Социально-экономическая география: история, теория, методы, практика. – Смоленск, 2011, С. 118–122.
Катровский А.П. Ритмы российской политики в сфере высшего образования // Социальные трансформации: материалы международного коллоквиума «Высшая школа в развивающейся России: история, традиции и современные проблемы», Смоленск: СмолГУ, 2008. С. 140–142.
Кинелёв В.Г. Региональная политика в области высшего образования: какой ей быть? // Высшее образование в России. –1993, №4, С.14–24.
Кузнецова О.В. Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 392 с.
Кузнецова О.В. Федеральная региональная политика в России: современное состояние и перспективы. – Региональные исследования, 2009, №1, С. 52–59.
Победители конкурса ведущих научных школ 2016 года. – Поиск, №18 – 19–13 мая 2016 года, с. 14–19.
Проект 5/100. Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://5top100.ru/.
Региональное развитие и региональная политика России в переходный период. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. – 317 с.
Регионы России. Социально-экономические показатели 2015. Стат. сборник. М., 2015.
Смирнова Р.Н. Вложения в человеческий капитал как ресурс регионального развития в постиндустриальную эпоху (на примере США) – Региональные исследования, 2013. №2. С.107–114.
Схема «планомерного и постепенного» учреждения новых университетов в Европейской России, представленная министром народного просвещения П. М. фон Кауфманом помощнику управляющего делами Совета министров Н. В. Плеве в марте 1907 г. (РГИА Ф. 1276 ОП. 3 Д. 763 Л. 105). URL: http://russianmaps.livejournal.com/34159.html;http://imgfotki.yandex.ru/get/6605/2118499.5f/0_971e6_3d4567c9_orig.
Схема территориального планирования Российской Федерации в области высшего профессионального образования (утв. распоряжением Правительства РФ от 26 февраля 2013 г. N 247-р). URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70226018/.
Чанбарисов Ш.Х. Формирование советской университетской системы. – М.: Высшая школа, 1988. –256 с.
Шевырев С.П. История императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею. 1755–1855. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. – 600 с.
QS World University Rankings 2015–2016. URL: www.topuniversities.com/university-rankings/world-universityrankings/2015.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Лицензиар (автор или коллектив авторов) обязуется предоставить Лицензиату (Тверской государственный университет) право использовать произведение следующим образом:
воспроизведение произведения;
распространение экземпляров произведения любым способом;
импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
доведение произведения до всеобщего сведения путем передачи в эфир или по кабелю или с помощью иных аналогичных средств.
передавать за вознаграждение право использования произведения третьим лицам.
Территория, на которой допускается использование произведения, не ограничена.
Права использования произведения предоставляются Лицензиату с сохранением за Лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам.