Regional policy in higher education of Russia: stages, the contents and modern challenges
Keywords:
higher school, regional policy in the sphere of higher education, regional innovative development, universitiesAbstract
Targeted regional policy in higher education is a prerequisite for effective regional development. The principles of regional policy have been constantly changing for the whole period of the national higher school formation. Centralization prevailed in some periods while in others the preference was given to dispersed development. Significant spatial differentiation of the country contributed to polycentrism, the formation of a centralized state had been accompanied by a high concentration of universities in the metropolis. For three centuries the higher school has been an effective tool for the territory development. In the post-Soviet period, after extensive development and opening of numerous affiliates began to pursue a policy aimed at spatial centralization and concentration. The modern regional policy in the sphere of high school is characterized by the inconsistency, enhances the polarization of educational space, does not provide innovation development most the Russian Federation subjects. Regional frame universities could act as the drivers for innovative regional development. However, the first experience of their formation questions this possibility
References
Артоболевский С.С. Территориальные проблемы и государство: трансформация или деформация пространства. – ЭКО, 2013, №1, С.23–41.
Артоболевский С.С. Западный опыт реализации региональной политики: возможности и ограничения практического использования. – Региональные исследования. 2008. №3, С. 3–16.
Докучаев В.В. Место, число, задачи и основы реорганизации наших сельскохозяйственных школ и так называемых опытных станций//Избранные сочинения. Т. II, М.: Гос. изд-во сельскохозяйственной литературы, 1949. С. 331–335.
Зубаревич Н.В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. – М.: Независимый институт социальной политики, 2010. 160 с.
Зубаревич Н.В. Региональное развитие и региональная политика в России. – ЭКО. 2014. №4. С. 6–27.
Зубаревич Н.В. Региональное развитие и институты: российская специфика. – Региональные исследования, 2010. №2. С. 3–14.
Катровский А.П. Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России. М.: Международные отношения. 2003. – 208 с.
Катровский А.П. Территориальная организация высшей школы России. – Смоленск: – Ойкумена, 2003. –200 с.
Катровский А.П. Основные направления трансформации постсоветского образовательного пространства //Творческое наследие А.С. Посникова и современность в рамках программы «Возвращенные имена»: материалы международной научно-практической конференции (4–5 декабря 2013 года) Смоленск, Изд-во СмолГУ, 2014, С.94–104.
Катровский А.П. Труды Василия Васильевича Докучаева и развитие социально-экономической географии//Социально-экономическая география: история, теория, методы, практика. – Смоленск, 2011, С. 118–122.
Катровский А.П. Ритмы российской политики в сфере высшего образования // Социальные трансформации: материалы международного коллоквиума «Высшая школа в развивающейся России: история, традиции и современные проблемы», Смоленск: СмолГУ, 2008. С. 140–142.
Кинелёв В.Г. Региональная политика в области высшего образования: какой ей быть? // Высшее образование в России. –1993, №4, С.14–24.
Кузнецова О.В. Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 392 с.
Кузнецова О.В. Федеральная региональная политика в России: современное состояние и перспективы. – Региональные исследования, 2009, №1, С. 52–59.
Победители конкурса ведущих научных школ 2016 года. – Поиск, №18 – 19–13 мая 2016 года, с. 14–19.
Проект 5/100. Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://5top100.ru/.
Региональное развитие и региональная политика России в переходный период. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. – 317 с.
Регионы России. Социально-экономические показатели 2015. Стат. сборник. М., 2015.
Смирнова Р.Н. Вложения в человеческий капитал как ресурс регионального развития в постиндустриальную эпоху (на примере США) – Региональные исследования, 2013. №2. С.107–114.
Схема «планомерного и постепенного» учреждения новых университетов в Европейской России, представленная министром народного просвещения П. М. фон Кауфманом помощнику управляющего делами Совета министров Н. В. Плеве в марте 1907 г. (РГИА Ф. 1276 ОП. 3 Д. 763 Л. 105). URL: http://russianmaps.livejournal.com/34159.html;http://imgfotki.yandex.ru/get/6605/2118499.5f/0_971e6_3d4567c9_orig.
Схема территориального планирования Российской Федерации в области высшего профессионального образования (утв. распоряжением Правительства РФ от 26 февраля 2013 г. N 247-р). URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70226018/.
Чанбарисов Ш.Х. Формирование советской университетской системы. – М.: Высшая школа, 1988. –256 с.
Шевырев С.П. История императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею. 1755–1855. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. – 600 с.
QS World University Rankings 2015–2016. URL: www.topuniversities.com/university-rankings/world-universityrankings/2015.
Published
How to Cite
Issue
Section
License
Лицензиар (автор или коллектив авторов) обязуется предоставить Лицензиату (Тверской государственный университет) право использовать произведение следующим образом:
воспроизведение произведения;
распространение экземпляров произведения любым способом;
импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
доведение произведения до всеобщего сведения путем передачи в эфир или по кабелю или с помощью иных аналогичных средств.
передавать за вознаграждение право использования произведения третьим лицам.
Территория, на которой допускается использование произведения, не ограничена.
Права использования произведения предоставляются Лицензиату с сохранением за Лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам.