Научная повседневность профессора Лосева: шпиономания в советском послевоенном кинематографе
Ключевые слова:
кинематограф, учёные, повседневность, шпиономания, космополитизм, этос наукиАннотация
В статье анализируется трансформация сюжета шпиономании в советских игровых кинокартинах о быте советских учёных конца 1940-х – начала 1950-х гг. Кинематограф этого времени внимателен к фигуре ученого: картины, посвященные героическим биографиям или научной повседневности, отражали статус науки в обществе, повседневность научных работников. Автор анализирует мифологию современного кинолентам общества, реконструирует представления власти об идеальном типе взаимоотношений ученого и государства. Делается вывод о том, что роль учёного в кинематографе тех лет специфична – с одной стороны, его образ часто приобретал черты нравственной максимы, с другой – оказывался в фокусе шпиономании. Мотив шпиономании, отрицание «низкопоклонства перед Западом» и космополитизма – специфичные черты кинематографа тех лет, нашедшие отражение и в конкретных исторических событиях – например, предвоенной дескредитирующей компании против Н. Н. Лузина, послевоенном деле «КР». В основу работы с аудиовизуальными источниками положен метод поэтапного структурированного наблюдения.Загрузки
Опубликован
16.05.2023
Выпуск
Раздел
История России