«Родина-мать» в истории визуальной культуры России

«Родина-мать» в истории визуальной культуры России

Авторы

  • О.В. Рябов

Ключевые слова:

«Родина-мать», визуальная культура России, история России, материнский символ, символический пограничник, национальная идентичность, военная пропаганда, политическая мобилизация, карикатура, плакат, скульптура.

Аннотация

Статья посвящена исследованию истории визуализации «Родины-матери» – одного из важнейших символов России. Вначале рассматривается вопрос о природе данного символа и его функциях: автор интерпретирует «Родину-мать» в качестве «символического пограничника», который активно используется в дентификационных процессах. В различных дискурсах – национальном, военном, внутриполитическом, имперском, внешнеполитическом и гендерном – исследуемый символ определяет не только Своих, но и Чужих, устанавливая и внешние, и внутренние для сообщества иерархии и символические границы. В статье анализируется история визуализации «Родины-матери» в дореволюционном, советском и постсоветском периодах российской истории. Автор приходит к выводу о том, что визуальная история символа «Родина-мать» начинается в петровское время. За свою трехсотлетнюю историю этот символ превратился в заметный элемент отечественной визуальной культуры. О значимости образа Родины-матери говорит и то обстоятельство, что он получает воплощение при помощи разнообразных способов визуализации: монументальной скульптуры, плаката, карикатуры, банкнот, почтовых открыток, кинематографа, театра и др. Многие аспекты политической, военной и культурной жизни России визуализируются при помощи образа Родины-матери. Автор показывает, что полисемантичность этого символа обусловливает то обстоятельство, что он используется различными политическими силами как в легитимации, так и делегитимации власти.

Загрузки

Опубликован

16.05.2023
Loading...