СЛАВЯНСКИТЕ МЪЧЕНИЦИ – ЖЕРТВИ НА БОРБАТА МЕЖДУ КЛИРА И КЛЕРА (997–1907)
Ключевые слова:
южные славяне, западные славяне, христианство, ислам, конфессия, мученики, святостьАннотация
В статье анализируются различные типы славянских мучеников – мученики периода «двоеверия» (времени сосуществования славянского язычества и христианства), династические мученики, жертвы светской власти, жертвы конфессиональных конфликтов, жертвы религиозного антагонизма. Автор рассматривает особенности славянской династической святости и подчёркивает уникальный характер балканских неомучеников. Автором обсуждается роль культов в формировании национальных стереотипов и мифов. Специальное значение в среде ортодоксальных славян придаётся неомученикам–самоубийцам, которые преднамеренно искали конфронтацию с исламскими властями в 1515–1841 гг. Автор отмечает, что в то время как в Европе после завершения эпохи Средневековья мученичество как тип святости уменьшилось, среди славян оно процветало и достигло своей кульминации в XX в. Причины этого явления автор усматривает во вторжении монголо-татар в Восточную Европу, в причастности славян к нескольким конфессиональным и религиозным войнам и конфликтам в XIV–XIX вв., а также в судьбе славян, которые жили в много-национальных и мультиконфессиональных империях и государствах. Автор отмечает, что святость, и в частности мученичество, использовались в процессе консолидации династий и государств. Автор заключает, что среди западных и южных славян после XIV в. особо почитаемыми оказались мученики, которые стали жертвами от имени «чистой веры». Однако если среди западных славян они были жертвами конфессиональных конфликтов, то среди ортодоксальных южных славян они были жертвами конфликта между христианством и исламом.Загрузки
Опубликован
16.05.2023
Выпуск
Раздел
Всеобщая история