Оценка центральности городов на основе коэффициента кривизны сообщения
Ключевые слова:
коэффициент кривизны сообщения, транспортно-географическое положение, центральность города, вторые городаАннотация
Положение города в системе «центр-периферия» во многом определяется его транспортно-географическим положением. Последнее является одной из наиболее значимых составляющих экономико-географического положения и определяет динамику социально-экономического развития города. В настоящем исследовании оценивается центральность городов некоторых регионов России на основе применения коэффициента кривизны сообщения. Такой коэффициент рассчитывается как сумма частных расстояния по дороге и напрямую между городами. Чем меньше итоговое значение коэффициента - тем более выгодное (центральное) положение занимает город по отношению к другим городам региона. Нами показано, что первый город (крупнейший по людности и, как правило, административный центр региона) обладает наименьшим (т.е. лучшим) значением показателя рассчитанного коэффициента.
Библиографические ссылки
Зырянов А.И. Регион: пространственные отношения природы и общества / А.И.Зырянов; ГОУ ВПО «Пермский государственный университет». – Пермь, 2006. – 372 с.
Лавриненко П.А., Ромашина А.А., Степанов П.С., Чистяков П.А. Транспортная доступность как индикатор развития региона // Проблемы прогнозирования. 2019. № 6 (177). С. 136–146. URL: https://ecfor.ru/publication/transportnaya-dostupnost-kak-indikatorrazvitiya-regiona/.
Лекомцев А.Л. Влияние развития транспорта и транспортной сети на системы расселения населения (на примере территории Удмуртии) // Вестник Удмуртского университета. Серия Биология. Науки о Земле. 2010. № 4. С. 110–114.
Мартыненко А.В., Ие О.Н. Моделирование естественного развития междугородной сети автомобильных дорог // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2020. № 2 (46). С. 4–12. https://doi.org/10.20291/2079-0392-2020-2-4-12.
Мартыненко А.В., Филиппова Е.Г. Анализ свойств гравитационной модели пассажирских перевозок для линейной сети // Транспорт Урала. 2020. № 4 (67). С. 23–28. https://doi.org/10.20291/1815-9400- 2020-4-23-28.
Николаев Р.С. Моделирование объемов автотранспортных перевозок региона и подходы к их оптимизации на примере Тверской области // Вестник Тверского государственного университета. Серия: География и геоэкология. 2019. № 2 (26). С. 6–27.
Преображенский Ю.В., Молочко А.В. Оценка развития междугороднего автобусного сообщения в Саратовской области // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Науки о Земле». 2019. Т. 19, вып. 1. С. 18–23. https://doi.org/10.18500/1819- 7663-2019-19-1-18-23.
Преображенский Ю.В. Экономико-географическое и сетевое положение крупнейших российских городов в постсоветский период // Географический вестник = Geographical bulletin. 2020. №1(52). С.83– 94. https://doi.org/10.17072/2079-7877-2020-1-84-95.
Преображенский Ю.В. Пространственная маргинализация: подходы и уровни исследования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: География и геоэкология. 2020. Выпуск № 2 (30). С.5–12. https://doi.org/10.26456/2226-7719-2020-2-5-12.
Семибратова И. А. Забайкальские города Нерчинск и Чита: отражение диалектики столичных позиций в современных транспортно-расселенческих структурах приграничного региона // Гуманитарный вектор. Сер. Философия. Культурология. 2016. Т. 11, No 1. С. 133–140.
Сидоров В.П. Проблемы отечественной географии транспорта // Вестник Удмуртского университета. Серия Биология. Науки о Земле. 2012. № 4. С. 149–151.
Тархов С. А. Эволюционная морфология транспортных сетей / С. А. Тархов. – Смоленск; М.: Универсум, 2005. – 384 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Лицензиар (автор или коллектив авторов) обязуется предоставить Лицензиату (Тверской государственный университет) право использовать произведение следующим образом:
воспроизведение произведения;
распространение экземпляров произведения любым способом;
импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
доведение произведения до всеобщего сведения путем передачи в эфир или по кабелю или с помощью иных аналогичных средств.
передавать за вознаграждение право использования произведения третьим лицам.
Территория, на которой допускается использование произведения, не ограничена.
Права использования произведения предоставляются Лицензиату с сохранением за Лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам.