А. Я. Закс в автобиографической памяти Александры Михайловны Никольской: к истории Тверской учительской школы имени П. П. Максимовича
Ключевые слова:
Арт Яковлевич Закс, Тверская женская учительская школа имени П.П. Максимовича, Александра Михайловна Никольская, Юлия Ивановна Менжинская, женская социальная память, женская автобиографическая память, гендерные особенности памяти, экскурсоведение в СССРАннотация
Статья посвящена восстановлению неизвестных деталей исторической биографии преподавателя Тверской женской учительской школы имени П. П. Максимовича и Тверского педагогического института, основоположника экскурсионной работы в СССР, организатора Института методов внешкольной работы Арта Яковлевича Закса. На основе исследования неопубликованных автобиографических документов Александры Михайловны Никольской анализируются неизвестные факты общественной и частной жизни педагога, выясняется сопряженность личного и исторического прошлого. Особое внимание уделяется проблемам источниковедческого потенциала женской автобиографической памяти, зафиксированной в эго-документах, гендерным особенностям памяти. В заключении делается вывод о том, что «количественная» достоверность женской социальной памяти, связанная с датировкой событий, может уступать «качествен-ной» информации о реакции на произошедшее.Загрузки
Опубликован
16.05.2023
Выпуск
Раздел
К 150-летию тверской учительской школы им. П.П. Максимовича