Защита прав потребителя: закон и реальность
Ключевые слова:
Гражданский кодекс, ФЗ РФ «О защите прав потребителей», интернет-торговля, дистанционная продажа товаров, алгоритм действий, некачественный товар, оказание услуг ненадлежащего качества, претензионный порядок, маркетплейс, Ozon, гарантийные сроки, сезонность товара, процедура возврата товараАннотация
В статье, посвященной 30-летию Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматриваются вопросы взаимодействия двух нормативно-правовых актов (настоящего закона и ФЗ РФ «О защите прав потребителей») в части регулирования и защиты прав потребителей, пострадавших от ненадлежащего качества товаров или услуг, важности владения знаниями о своих правах как потребителей, преимуществ владения такого рода знаниями, защищающими от недобросовестных продавцов, позволяющими экономить время и ресурсы, повышающими юридическую грамотность и формирующими ответственное потребление, в том числе у студентов неюридических специальностей. Одновременно в статье констатируется несовершенство действующего законодательства в части правового регулирования интернет-торговли, дистанционной продажи товаров и в целом услуг, предоставляемых потребителям в условиях глобальной цифровизации. С учетом примера личного претензионного порядка в статье предлагается алгоритм действий потребителя при приобретении некачественного товара на маркетплейсе Ozon. При этом констатируется необходимость внесения изменений в действующий ФЗ РФ «О защите прав потребителей» в части возврата товара ненадлежащего качества в гарантийные сроки.