Интегративный подход к изучению творческих профессий (на примере актера драматического театра)
Ключевые слова:
парадигма целостности, интегративный подход, психология профессиональной деятельности, субъект труда, актер драматического театраАннотация
Статья посвящена конкретизации методологии парадигмы целостности при психологическом изучении творческих профессий. Показано, что данная парадигма в настоящее время интенсивно развивается, проявляясь в различных формах, в том числе системного, интегративного, комплексного и иных подобных методологических подходов. Вместе с тем имеются серьезные трудности, ограничивающие ее фактический эвристический потенциал и связанные в первую очередь с недостаточностью абстрактно-философских форм ее представления как содержательной основы конкретно-научных исследовательских методов. В качестве конструктивного способа преодоления подобных трудностей предложен интегративный подход, включающий ряд базовых методологических положений, конкретизирующих парадигму целостности применительно к психологическому изучению такой сложной области деятельности и самореализации человека, как творческие профессии. Для содержательной иллюстрации и эмпирического подтверждения справедливости предлагаемого подхода рассмотрено его применение к изучению профессиональной деятельности актера драматического театра. Приведены результаты, показывающие, что предложенный подход позволил выявить связи эффективности данной профессиональной деятельности с такими профессионально важными качествами актера, как рефлексивность, креативность, показатели трудовой мотивации и копинг-стратегииОпубликован
2023-04-27
Выпуск
Раздел
Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика