Зависимость динамики соотношения вербального/невербального компонентов творческого мышления подростков от типа школьного обучения

Зависимость динамики соотношения вербального/невербального компонентов творческого мышления подростков от типа школьного обучения

Авторы

  • А.М. Пахомова

Ключевые слова:

подростковый возраст, творческое мышление, вербальный компонент творческого мышления, невербальный компонент творческого мышления, динамика соотношения компонентов

Аннотация

Статья посвящена исследованию влияния программы школьного обучения как средового фактора, определяющего динамику соотношения вербального и невербального компонентов творческого мышления подростков 5–11-х классов. В эмпирическом исследовании с использованием сравнительно-возрастного (срезового) метода, применялись вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» (И.С. Аверина, Е.И. Щебланова 1996) и фигурная «форма В» теста П.Торренса (Е.И. Щебланова 1993). Анализ диагностических данных, полученных в школах с разными программами обучения («Школы России», «Школа 2100», программа «Звездный английский язык», программа Б.М. Неменского) показал существование обязательных этапов преобладания компонентов творческого мышления. Вначале преобладает невербальный компонент, затем наступает этап равенства значений, затем – этап преобладания вербального компонента. Выявленные этапы не зависят от программы школьного обучения. Содержание образовательной программы оказывает влияние только на скорость наступления этапа выравнивания значений. Полученные в исследовании данные обнаруживают новые факты в динамике соотношения вербального и невербального компонентов творческого мышления на протяжении подросткового возраста у учащихся массовых школ, что уточняет имеющиеся данные о возрастной и индивидуальной динамике развития компонентов творческого мышления подростков

Опубликован

2023-04-27

Выпуск

Раздел

Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика
Loading...